Ахмет Ярлыкапов

Вид деятельностиЭтнография, этнология, антропология религии
Место (location)Москва

Краткая справка

Ярлыкапов Ахмет Аминович родился 19 марта 1970 г. в селе Терекли-Мектеб, Ногайского района Дагестанской АССР в составе СССР. Закончил с отличием исторический факультет Ростовского государственного университета, (г. Ростов-на-Дону) по специальности историка, преподавателя истории и социально-политических дисциплин. С 1994 по 1999 гг. — аспирант Отдела этнографии народов Средней Азии и Казахстана Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, г. Москва. В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Ислам у степных ногайцев в XX веке (Историко-этнографическое исследование)».

 

Чуть подробнее

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1 сентября 2014 г. – настоящее время – старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Института международных исследований МГИМО (У) МИД России, г. Москва.
1999 – 2014 гг. — старший научный сотрудник Отдела этнографии народов Средней Азии и Казахстана Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, г. Москва.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1999 г. – апрель 2000 г. — ответственный секретарь духовно-просветительского журнала «Мусульмане», г. Москва.
2009-2012 гг. – исполнительный директор Ассоциации этнографов и антропологов России.
Сентябрь 2000 г. – сентябрь 2012 г. — доцент Учебно-научного центра изучения религии Российского государственного гуманитарного университета (УНЦ ИР РГГУ).

ПОЛЕВЫЕ
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1991-1994 гг. — ежегодно участвовал в археологических раскопках на территории г. Азова и Азовского района Ростовской области, проводившихся совместно Ростовским государственным университетом и Азовским краеведческим музеем.
1995 г., июнь-июль — принимал участие в археологических раскопках, проводившихся Музеем искусства народов Востока на территории Ногайского района Республики Дагестан.
1993 г., июнь-июль; участие в коллективном экспедиционном выезде в Ногайскую степь сотрудников Музея искусства народов Востока. Исследование традиционной материальной культуры ногайцев.
декабрь 1996 – январь 1997 г.; индивидуальный экспедиционный выезд в Ногайский район Республики Дагестан. Исследование этноконфессиональной обстановки.
1997 г., июль-август; индивидуальный экспедиционный выезд в Ногайскую степь: Ногайский район РД, Нефтекумский район Ставропольского края. Исследование современной этноконфессиональной и этнополитической обстановки, в том числе проникновения идей радикального ислама («ваххабизма»).
1997 г., октябрь-ноябрь; полевые исследования в Республике Дагестан: Ногайском, Тарумовском районах, г. Махачкале. Тема: «Ислам в современном Дагестане».
июль 1998 г.; полевые исследования в Ногайском районе РД по теме диссертации «Ислам у степных ногайцев».
1999 г., август-сентябрь; полевые исследования в Республике Дагестан (Ногайский, Тарумовский, Кизлярский районы, г. Махачкала). Тема исследований: «Религиозный радикализм на Северном Кавказе».
2000 г., апрель-май; полевые исследования в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Минераловодском и Нефтекумском районах Ставропольского края. Тема исследований: «Религиозный радикализм на Северном Кавказе».
2003 г., февраль; полевые исследования в Кабардино-Балкарии. Тема исследований: «Современный ислам в КБР».
2004 г., март; полевые исследования в Республике Адыгея. Тема исследований: «Ислам в Адыгее».
2011 г., сентябрь; полевые исследования в Республике Дагестан. Тема исследований: «Современная этнополитическая ситуация в Республике Дагестан)».

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
1998 – 1999 гг. — участник проекта «Религия и политика», грант РГНФ № 98-03-04123.
1999 – 2000 гг. — обладатель гранта на проведение индивидуальных исследований по теме «Ваххабизм на Северном Кавказе» Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, № 57334.

УЧАСТИЕ В НАУЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
I. В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1996 г., октябрь — научная конференция «Этнос и религия», Институт этнологии и антропологии РАН, г. Москва.
1997 г., ноябрь — международная научная конференция «Этническая психология и общество», г. Москва.
1999 г., 7-11 июня — III конгресс этнографов и антропологов России, г. Москва.
1999 г., 7-12 июня — международный конгресс «Шаманизм и иные традиционные верования и практики», г. Москва.
2000 г., 15-20 июня — международная конференция «Иерархия и власть в истории цивилизаций», г. Москва.
2000 г., 7 июля — круглый стол Московского представительства Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров «Ваххабизм как фактор нестабильности на Северном Кавказе», г. Москва.

II. ЗА РУБЕЖОМ
1998 г., 26-28 июня — международная конференция «Каспийско-Черноморский регион: условия и перспективы развития», г. Киев, Украина.
1998 г., 29-31 октября — международная конференция «Украина и Болгария: вехи исторической дружбы», г. Одесса, Украина.

ЗНАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Английский, немецкий, турецкий языки — читаю, пишу со словарем.

ОБЛАСТЬ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ (ключевые слова)
Этнография (этнология и антропология), религиеведение, исламоведение, современные этнополитические и этноконфессиональные процессы, национальная безопасность, население Северного Кавказа и Дагестана.

ОПУБЛИКОВАННЫЕ НАУЧНЫЕ РАБОТЫ
1. Куманы и кыпчаки (в эпической поэме “Сорок ногайских богатырей”) // Древний мир и средние века (тезисы докладов), апрель 1993 г. Ростов н/Д: Кафедра истории древнего мира и средних веков РГУ,1993. - с.39-41.
2. Славный сын города Азова // Очерки истории Азова. Выпуск 2. Азов: Азовский краеведческий музей,1994. - с.19-21.
3. Рецензия на книгу: Н. С. Бабаева. Древние верования горных таджиков Южного Таджикистана в похоронно-поминальной обрядности. Душанбе,1993. 156 с. // Этнографическое обозрение. 1996. № 6. - с.154-157.
4. Рецензия на книгу: А. О. Булатов. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX - начале ХХ в. Махачкала,1990. 266 с. // Этнографическое обозрение. 1997. № 3. - с.179-181.
5. “Плохие” и “хорошие” мусульмане: ислам в Ногайской степи // Этническая психология и общество. Материалы I-ой конференции секции этнической психологии при Российском Психологическом Обществе. Институт этнологии и антропологии РАН. 23-24 октября 1997 г., Москва. М.: Старый сад,1997. - с.190-196.
6. Библиографический указатель научной литературы по ногайцам. Махачкала,1998.- 98 с.
7. Из истории изучения ногайской топонимии // Ономастика Поволжья. Тезисы докладов VIII международной конференции. Волгоград, 8-11 сентября 1998 г. Волгоград,1998.- с.36.
8. Ногайская степь: этнос и религия сегодня // Этнографическое обозрение. 1998. № 3.- с.89-98.
9. Религия и этнос в Ногайской степи // Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий / Отв. ред. А.Г. Селезнев, Н.А. Томилов. Омск, 1998.
10. Традиционная хозяйственная культура ногайцев: обряд вызывания дождя // Научная мысль Кавказа. 1998. № 1. - с.43-48; тот же текст: Обряд вызывания дождя у ногайцев // Ислам и народная культура. М.,1998. - с.172-182.
11. Этнические стереотипы в исламе: “плохие” и “хорошие” мусульмане в Ногайской степи // Этнические стереотипы в меняющемся мире. М.,1998. - с.58-67.
12. Этноконфессиональная ситуация в Ногайской степи // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1998. № 2.- с.68-71.
13. Проблема ваххабизма на Северном Кавказе // Каспiйсько-Чорноморський регiон: умови та перспективи розвитку. Матерiали мiжнародної конференцiї. Київ, 26-28 червня 1998. Київ,1998.- с.259-268.
14. Аполлон Александрович Скальковский о болгарской топонимике Новороссии ногайского происхождения // Україна i Болгарiя: вiхи iсторичної дружби (матерiали мiжнародної конференцiї, присвяченої 120-рiччю визволення Болгарiї вiд османського iга). Одеса, 29-31 жовтня 1998 року. Одеса,1999.- с.168-172.
15. В.Н.Басилов как научный руководитель // «Избранники духов» — «Избравшие духов»: Традиционное шаманство и неошаманизм. Памяти В.Н.Басилова (1937-1998) / Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам. Т.4. М.: ИЭА РАН,1999.- с.22-24.
16. Изменения в системе питания степных ногайцев в XX в. // III Конгресс этнографов и антропологов России. 8-11 июня 1999 г. Тезисы докладов. М.,1999.- с.247.
17. Ислам у степных ногайцев в XX веке (Историко-этнографическое исследование). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.,1999.
18. Рецензия на книгу: Л.Ш. Арсланов. Татары Нижнего Поволжья и Ставрополья (Язык. Фольклор. Словарь). Набережные Челны, 1995. 192 с. // Этнографическое обозрение. 1999. № 3.- с.153-155.
19. Феномен йинли молла в духовной культуре ногайцев // «Избранники духов» — «Избравшие духов»: Традиционное шаманство и неошаманизм. Памяти В.Н.Басилова (1937-1998) / Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам. Т.4. М.: ИЭА РАН,1999.- с.277-286.
20. Исламский фундаментализм на Северном Кавказе: к постановке проблемы // Бюллетень Центра социальных и гуманитарных исследований Владикавказского института управления и Владикавказского центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН. № 3. Владикавказ,1999.- с.5-19.
21. «Миры» ногайских шаманов: опыт реконструкции // Материалы международного конгресса «Шаманизм и иные традиционные верования и практики», посвященного памяти А.В. Анохина, Н.П. Дыренковой, С.М. Широкогорова. Москва, Россия. 7-12 июня 1999 г. М.,1999.- с.357-359.
22. Национальное и религиозное в Ногайской степи // Конфликт — диалог — сотрудничество. Бюллетень. № 1 (сентябрь — ноябрь). Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе. М.,1999.- с.59-64.
23. «Ваххабиты» Северного Кавказа // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 2. М.,1999.- с.19-23. (в соавторстве с Бобровниковым В.О.).
24. Ногайцы // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 2. М.,1999.- с.73-75.
25. Абазин религиозные верования // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика,1999.- с.7.
26. Аварцев верования // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика,1999.- с.7-8.
27. Адыгейцев верования // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика,1999.- с.12.
28. Андо-цезских народов верования // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика,1999.- с.16.
29. Балкарцев верования // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика,1999.- с.37.
30. Башкир верования // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика,1999.- с.39-40.
31. Дагестана народов верования // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика,1999.- с.77-80.
32. Даргинцев верования // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика,1999.- с.81-82.
33. Ингушей верования // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика,1999.- с.115-116.
34. Кабардинцев религиозные традиции // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика,1999.- с.151.
35. Карачаевцев религиозные верования // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика,1999.- с.157-158.
36. Кумыков религиозные и культурные традиции // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика,1999.- с.199-200.
37. Лакцев верования // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика,1999.- с.201.
38. Лезгин верования // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика,1999.- с.202-203.
39. Народов Северного Кавказа верования // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика,1999.- с.270-273.
40. Ногайцев верования // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика,1999.- с.306-308.
41. Осетин верования // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика,1999.- с.323-324.
42. Татар верования // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика,1999.- с.507-510.
43. Татов верования // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика,1999.- с.510-511.
44. Черкесов верования // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика,1999.- с.558-559.
45. Чеченцев религиозные традиции // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика,1999.- с.559-560.
46. Islamic fundamentalism in the Northern Caucasus: towards a formulation of the problem // Caucasian Regional Studies. 1999. Vol. 4. Issue 1.- 0,5 а.л.
47. Кредо ваххабита // Вестник Евразии. 2000. № 3 (10).- с.114-137.
48. Проблема ваххабизма на Северном Кавказе / Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 134. М.,2000.- 2,0 п.л.
49. Ваххабизм на Кавказе // Социально-политическая ситуация на Кавказе: история, современность, перспективы. М.,2001. С.77-86; Ваххабизм на Кавказе // Угроза ислама или угроза исламу? (По итогам международной конференции). М.: Арктогея-центр,2001. С.135-145.
50. Опыт полевых исследований ислама на Северо-Западном Кавказе // Этнографическое обозрение. 2001. №3. С.132-135.
51. Похоронно-поминальный обряд степных ногайцев в прошлом и настоящем (XIX — 80-е годы XX в.) // Среднеазиатский этнографический сборник. Выпуск IV. Памяти В.Н. Басилова. М.,2001.- С.182-197.
52. Kuzey Kafkasya’da Köktendincilik ve Vahabilik Sorunu // Avrasya Dosyası, (Rusya özel), Winter 2001, Vol.6, №4, pp.202-219. (in Turkish).
53. Радикализм и экстремизм в мусульманской среде на Северном Кавказе (взгляд этнографа) // Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. М.,2002. С.131-139.
54. Религиозные верования // Народы Дагестана. М.: Наука,2002. С.66-76.
55. Фундаментализм (в соавторстве с С. Рыжаковой, М. Боярским, В. Дамье) // Энциклопедия для детей. Т. 21. Общество. Ч.1. Экономика и политика. М.: Аванта+,2002. С.215-227.
56. Ислам и община у степных ногайцев в XX веке // Сельская община Дагестана и Северного Кавказа (Материалы региональной научной конференции). Махачкала,2003. С.115-117.
56. Исламское возрождение в современной Кабардино-Балкарии: перспективы и последствия. М.,2003. (в соавторстве с И.Л. Бабич). 144 с.
57. Исламское образование на Северном Кавказе в прошлом и настоящем // Вестник Евразии. 2003. № 2 (21).- с.5-31.
58. Кабардино-Балкария: тенденции развития и проблемы современного исламского движения // Центральная Азия и Кавказ. 2003. № 4(28). С.189-200. (в соавторстве с И.Л. Бабич). Тот же текст на английском языке: Islamic Movement in Kabardino-Balkaria: Trends and Problems // Central Asia and the Caucasus. 2003. № 4(22). Pp.162-172. (in co-authorship with Irina Babich, in English).
59. Проблемы возрождения исламского образования на Северном Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. 2003. № 1(25). С.189-195. Тот же текст на английском языке: Revival of Islamic Education in the Northern Caucasus // Central Asia and the Caucasus. 2003. № 1(19). Pp.164-169.
60. Северный Кавказ: проблема диалога в исламской общине // Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия. М.: Изд-во РУДН,2003. С.345-352.
61. Islamic Revival in Contemporary Kabardino-Balkaria: Outlooks and Consequences. Moscow,2003. (in co-authorship with Irina Babich, in English). 29 p.
62. Йинли молла // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 4. М.,2003. С.38-40.
63. Ислам и право в России. Правовой статус ислама на Северном Кавказе. Вып.3. В соавторстве с И.Л. Бабич, В.О. Бобровниковым, Л.Т. Соловьевой. М.: РУДН,2004. 189 с.
64. Исламское образование в Дагестане: современные проблемы // Бюллетень Владикавказского института управления. 2004. №11-12. С.34-43.
65. Мазхабы (религиозно-правовые толки) и этническая идентификация мусульман: пример Ногайской степи // Ислам и право в России: Материалы научно-практического семинара «Мусульманское право в мире и России (Северный Кавказ, Поволжье)». Вып.2. М.: РУДН,2004. С.103-113.
66. Нарушения прав верующих-мусульман на территории Ставропольского края // Ислам и право в России: Материалы научно-практического семинара «Проблемы реализации законодательства о свободе совести и религиозных объединениях в отношении российских мусульман (Северный Кавказ, Поволжье)». Вып. 1. М.: РУДН,2004. С.120-127.
67. Шиджиут – «чистые евреи»? О происхождении одного из ногайских племен и его этнонима // Ономастика Поволжья. Материалы IX Международной конференции по ономастике Поволжья. М.,2004. С.165-168.
68. Islamic Revival in Contemporary Kabardino-Balkaria: Outlooks and Consequences // Theoretical Perspectives. A journal of Social Sciences and Arts. Vol.11, 2004. pp.66-87. (in co-authorship with Irina Babich, in English)
69. Исламское образование в Дагестане: современные проблемы и пути их решения // Светско-религиозное взаимодействие в изменяющейся России: Материалы Всероссийской научной конференции 6-7 октября 2004 г. / Под ред. Л.Я. Дятченко, С.Д. Лебедева.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2005.- 310 с.- С. 272-277.
70. Культ Эмире и празднование навруза у ногайцев // VI Международная конференция «Исторические источники Евроазиатских и Северо-Африканских цивилизаций». М., 2005. С. 178-179.
71. Миграция ногайцев на Север: постановка проблемы // Диаспоры. 2005. №4. С.220-228.
72. Мусульмане Адыгеи: опыт этнографического исследования // Религиоведение. №1. 2005. С.23-37.
73. Кабардино-Балкария: ваххабизм и исламские общины // VI Конгресс этнографов и антропологов России, Санкт-Петербург, 28 июня – 2 июля 2005 г.: Тезисы докладов / Отв. ред. Ю.К. Чистов. СПб.: МАЭ РАН, 2005. С.366.
74. Ногайский алфавит: кириллица выдержала экзамен // Этнографическое обозрение. 2005. №6. С.48.
75. Проблемы взаимоотношений государства и исламских организаций на Северо-Западном Кавказе // Россия и современный мир: проблемы политического развития. Материалы 1 межвузовской научной конференции. Москва, 14-15 апреля 2005 г. М.: Институт бизнеса и политики, 2005. С.195-201.
76. Дух йин у ногайцев // Ономастика Поволжья. Материалы X Международной конференции. Уфа, 12-14 сентября 2006 года. Уфа, 2006. С.113-115.
77. Ислам у ногайцев: проникновение и развитие (до начала XX века) // Научные труды Института бизнеса и политики. Вып. 1. Восток: история, политика, культура. М., 2006. С.51-73.
78. Исламские общины Северного Кавказа: идеология и практика // Азия и Африка сегодня. 2006. №1. С.44-49.
79. Мусульманские культуры в орбите ногайского субрегионального пространства Северного Кавказа // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2006. №1(3).
80. «Народный ислам» и мусульманская молодежь Центрального и Северо-Западного Кавказа // Этнографическое обозрение. 2006. №2. С.59-74.
81. Новое исламское движение на Северном Кавказе: взгляд этнографа // Расы и народы: современные этнические и расовые проблемы. Вып.31/2005. М.: Наука, 2006. С.205-229.
82. Radicalism and Extremism of the Muslim Population of the North Caucasus: Ideology and Practice // Roots and Routes of Democracy and Extremism. A broad based dialogue on the development of democracy and extremism in countries with large Muslim populations. Yliopistopaino, 2006. pp. 172-184.
83. Религии мира: история, культура, вероучение. Под ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. (Ярлыкапов А.А. соавтор главы «Ислам»). М., 2006. С.329-373.
84. Российский Кавказ. Книга для политиков. Под ред. Тишкова В.А. (Ярлыкапов А.А. автор части коллективной монографии: Религиозная ситуация). М., 2007. С.241, 254-284.
85. Предисловие к номеру: проект «Адаптация российских мусульман к вызовам современности» // Вестник Евразии. 2007, №3 (37). С.5-7. (соавторы: Абашин С.Н., Бобровников В.О.).
86. Дагестанцы в Астраханской области // Вестник Евразии. 2007, №3 (37). С.107-114.
87. Ногайцы // Живописная Россия. 2007. №3.
88. Проблема укрупнения регионов на Северном Кавказе // Вестник Евразии. 2007, №3 (37). С.181-201. (соавтор: Блашкевич А.А.).
89. Современные проблемы исламского образования на Северном Кавказе // Ислам в России: взгляд из регионов. М.: Аспект Пресс, 2007. С.103-122.
90. Этнографические исследования ислама на Северном Кавказе: вопросы методологии // Материалы Международной научной конференции «Новейшие археологические и этнографические исследования на Кавказе». Махачкала, 2007.
91. Separatism and Islamic Extremism in the Ethnic Republics of the North Caucasus // Russian analytical digest. №22, 5 June 2007. pp. 6-11.
92. Ислам у степных ногайцев. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2008. 266 с.
93. Дагестан на пути административно-территориальной реформы: риски и свершения // Северный Кавказ в национальной стратегии России / Под ред. В.А. Тишкова. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2008. С.187-194.
94. Предисловие: антропология добывающей промышленности // ЭО. 2008. №3. С.3-4. (в соавторстве с Сирина А.А., Функ Д.А.).
95. Нефть и миграция ногайцев на Север // ЭО. 2008. №3. С.78-81.
96. "Folk Islam" and Muslim Youth of the Central and Northwest Caucasus // Anthropology and Archeology of Eurasia. 2008, vol. 46, no. 3. Pp.9-35.
97. Исламское возрождение в Кабардино-Балкарии: проблемы и тенденции // Ислам в Европе и в России. М.: Изд. дом Марджани, 2009. С.200-214.
98. Религии мира. Атлас. 10-11 кл. М.: Дрофа, 2009. Ярлыкапов А.А. подготовил тематическое содержание следующих карт: «Возникновение ислама», «Завоевания арабов в VII в. Арабский халифат», «Завоевания арабов в VIII – IX вв.», «Распад арабского халифата», «Османская империя в XV – начале XX в.», «Мусульманский мир в начале XXI в.».
99. Россия – с исламом, ислам – с Россией // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №2. С.112-115.
100. Кавказцы в центральных регионах России // Новые этнические группы в России. Пути гражданской интеграции. (под ред. Степанова В.В., Тишкова В.А.). М., 2009. С.89-98.
101. Северокавказские молодежные джамааты // Новые этнические группы в России. Пути гражданской интеграции. (под ред. Степанова В.В., Тишкова В.А.). М., 2009. С.379-383.
102. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. [А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С Токарева, А.А. Ярлыкапов.]. М.: Просвещение, 2010. – 80 с.
103. The radicalization of North Caucasian Muslims. In: Russia and Islam. State, society and radicalism. Edited by R. Dannreuther and L. March. Routledge, 2010. pp.137-154.
104. "Folk Islam" and Muslim Youth of the Central and Northwest Caucasus // Religion and politics in Russia: a reader / edited by Marjorie Mandelstam Balzer. New York-London, M.E. Sharpe, 2010. Pp. 109-129.
105. Роль ислама в формировании экономического сознания и поведения мусульман // Культура и экономическое поведение : сборник статей / ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. – Москва : Макс Пресс , 2011. – С. 330-346.
106. Северокавказские молодежные джамааты // Казанский федералист. 2011. №2 (28), весна. (Материалы научно-практической конференции «Потенциал федерализма в предупреждении и урегулировании этноконфессиональных конфликтов», г. Казань, 7 декабря 2010 г.). С.103-107.
107. Reconsidering Radicalisation and Terrorism: the New Muslims Movement in Kabardino-Balkaria and its Path to Violence // Religion, State and Society. 2011, vol.39, issue 2-3. Pp. 303-325. (соавтор: Marat Shterin).
108. Вместо послесловия // Казенин К. Элементы Кавказа. Земля, власть и идеология в северокавказских республиках. М.: Издательский дом «Регнум», 2012. С.169-175.
109. Дува ас // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 5. М.: Вост. лит., 2012. С.66-68.
110. Ислам и конфликт на Кавказе: направления, течения, религиозно-политические взгляды // Этничность и религия в современных конфликтах / Отв. ред. В.А. Тишков, В.А. Шнирельман. М.: Наука, 2012. С.607-629.
111. Кыдыр-нийаз // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 5. М.: Вост. лит., 2012. С.86-87.
112. Республика Дагестан: стабильная нестабильность // Северный Кавказ: Взгляд изнутри. Вызовы и проблемы социально-политического развития, под. ред. А.Г. Матвеевой, А.Ю. Скакова и И.С. Савина.-М.: Институт Востоковедения РАН, 2012. С.137-153.
113. Современный Дагестан: актуальные этнополитические и этноконфессиональные проблемы // NB: Проблемы общества и политики. № 03, 2012. С.130-153. Адрес в Интернет: http://e-notabene.ru/pr/article_257.html
114. Шийх // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 5. М.: Вост. лит., 2012. С.156-157.
115. Ямгыр дувасы // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 5. М.: Вост. лит., 2012. С.157-159.
116. Dagestan: stable instability. Saferworld March 2012. 16 p. Адрес публикации в Интернет: www.saferworld.org.uk/PPP/dagestan
117. «Исламский фактор» в современной Абхазии // Этнические и конфессиональные исследования. Сборник научных статей / И.М. Сампиев (ответственный ред-р); – Назрань: ООО «КЕП», 2013. С. 40-48.
118. Основы исламской культуры: книга для учителя. Методическое пособие / Научн. ред. Ю.А. Горячев. – М.: ГАОУ ВПО МИОО – Этносфера, 2013. – 110 с. (соавторы: Кулаков А.Е., Дымина Е.В., Теплова Е.Ф.)
119. Полиэтничный Дагестан: единство в многообразии // Политика и общество. 2013. №5 (101). С. 568-574.
120. Реституция шариата на российском Кавказе: проблемы и перспективы // Pax Islamica. 2013. №2 (11). С. 61-92. (соавтор: Бобровников В.О.)
121. Caliphate in the Minds and Practices of Young Muslims in the Northern Caucasus. In: Demystifying the Caliphate: Historical Memory and Contemporary Context. Madawi al-Rasheed, Carool Kersten and Marat Shterin (editors). London, Hurst & Company, 2013. Pp.247-271. (соавтор: Marat Shterin).
122. Caucasian Crescent: Russia's Islamic Policies and its Responces to Radicalization. In: The Fire Below. How the Caucasus Shaped Russia. Ed.: Robert Bruce Ware. Bloomsbury, 2013. Pp. 51-94. (соавтор: Domitilla Sagramoso)
123. Gaojiasuo de yisilanjiao jiqi dui eluosi diqu chongtu de yingxiang // Eluosi wen yi. 2013, 4. 28-37. (на китайском языке). Перевод: А. Ярлыкапов. Ислам на Кавказе и его влияние на конфликты в России // Русская литература и искусство. 2013. №4. С.28-37.